[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]






Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети








Страница 1 из 11
Модератор форума: Dina 
Малый педсовет » НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ » Новости, события, мнения » Проблема "эмоционального выгорания" (Фестиваль педагогических идей)
Проблема "эмоционального выгорания"
nadezhdaДата: Воскресенье, 24 Октябрь 10, 17:25 | Сообщение # 1
100
Группа: Администраторы
Сообщений: 772
Награды: 8
Статус: Offline


Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы,учитель-дефектолог
Юдина Татьяна Николаевна, директор ОУ, учитель русского языка и литературы

Проблема "эмоционального выгорания" учителя и пути ее решения

О проблеме здоровья в школе говорят очень мало. Для учащихся придумали и здоровьесберегающие программы, и “школы здоровья”… А про здоровье учителей до недавнего времени вообще мало кто заботился… Следовательно, необходимо уделять больше времени учительскому здоровью, особенно его психологической составляющей.

Для этого на базе нашей школы был создан Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся, который распространил поле своей деятельности не только на учащихся ОУ и их родителей, но и на весь большой коллектив.

Наш школьный Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся – дело молодое. В его структуру входят следующие основные службы: Первая из которых, служба административного сопровождения, работа которой основывается на научно-методических рекомендациях окружного научно-методического центра и Московского института открытого образования.

В службу педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса вошли учителя предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.

В организационную структуру нашего Центра входит так же и служба социально-психологического сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед. В школе организованы и успешно функционируют Медико-психолого-педагогический консилиум и Совет школы по здоровьесбережению.

Служба медицинского сопровождения представлена школьными медицинскими работниками, а так же врачами-специалистами Городской детской поликлиники № 138, с которой школа заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся и всего педагогического коллектива наша школа внедряет в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие технологии, такие как:

* рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
* создание безопасной и комфортной школьной среды, благоприятного психологического климата;
* организация двигательной активности учащихся;
* ведется целенаправленная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
* организовано рациональное питания для учащихся и сотрудников ОУ;
* осуществляется медицинский контроль за развитием учащихся, работа с “детьми группы” риска по здоровью, социально-профилактическая работа, а так же происходит наблюдение за всеми видами здоровья педагогов.

Всем известно, что учителя обладают различной стартовой готовностью к различным эмоциональным воздействиям. А этих воздействий в педагогической деятельности предостаточно: директор вызывает в кабинет по поводу и без повода; родители выясняют, почему их чадо получило только удовлетворительную оценку; пришел на урок замдиректора; на носу аттестация; выступление учеников на конкурсе; класс плохо написал контрольную работу; скоро выступление на педагогическом совете; открытый урок на район; коллега не уступил кабинет; будет ли на следующий год нагрузка и т.д. Все это вызывает эмоциональное переживание, беспокойство у педагогов. У одних эта эмоциональная возбудимость протекает безболезненно, быстро гаснет, у других педагогов вызывает физиологические сдвиги в организме. Чаше всего медики отмечают, что наблюдается повышение кровяного давления, усиление сердцебиения, нарушение ритма дыхания, учащение пульса и т.д. В психологическом плане такие педагоги суетятся, теряют уверенность в своих силах, трудно сосредотачиваются. Такие профессиональные заболевания педагогов, как радикулит, потеря зрения, инфаркты провоцируются эмоциональным перенапряжением. Так мало радости в нашей педагогической работе.

Для того, чтобы предостеречь себя от эмоционального выгорания необходимо знать, к какому психологическому типу себя отнести. Психологи называют два типа людей “А” и “Б”.

К типу “А” относятся педагоги, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к личностному успеху, отличаются большой работоспособностью, систематически пренебрегающие отдыхом, отличаются высокой потребностью в своем признании. Такие педагоги — конфликтны, они обидчивы и порой не удовлетворены своим положением, статусом в коллективе. Они максимально отдают себя работе, нет времени на себя, слаб самоконтроль.

Известный английский биолог М. Медавар утверждает, что человека с таким типом можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему вести урок и молит: “Спросите меня, пожалуйста!”

К типу “В” относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные педагоги, не берущие на себя дополнительных нагрузок, любящие и умеющие хорошо отдыхать. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, не дают открытых уроков, не выступают на собраниях, не переживают за успехи своих учеников. Они больше думают о себе, о своей семье, об отдыхе. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, философски смотрят на требования директора: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.

Приложение данных моделей на себя позволит скорректировать свое поведение и отношение к здоровью.

Как свидетельствуют медицинские данные, люди типа “А” в четыре раза больше получают инфаркт, у них встречается в шесть раз чаше атеросклероз коронарных сосудов, наблюдается повышенный холестерин, чем у типа “Б”. Чтобы избежать такой участи психологи рекомендуют использовать “рыдающее дыхание”, научиться четыре-пять раз в день плакать; научиться радоваться, чаще слушать музыку, общаться с природой, играть с маленькими детьми и заниматься двигательной активностью, бегать, кататься на велосипеде, на лыжах и коньках, ходить в походы и делать физические упражнения.

 
klaro4kaДата: Понедельник, 25 Октябрь 10, 17:12 | Сообщение # 2
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Статус: Offline


У меня подруга молодой педагог, отработала в школе один учебный год и столкнулась с тем, что больше нет сил снова учить детей. Она была не готова к тем проблемам, с которыми ей пришлось справляться. Это и плохая дисциплина, и отсутствие взаимопонимания со старшими коллегами, которые приняли ее в штыки из-за того, что у них уменьшили нагрузку. Считаю, что учителям, особенно начинающим просто необходима психологическая помощь.
 
GulnazДата: Среда, 27 Октябрь 10, 19:38 | Сообщение # 3
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


Очень интересная информация о типах людей, не все задумываются о том, к какому типу относятся. Я, как начинающий педагог, отнесла бы себя скорее к типу «В», за год работы в сфере образования не очень утомилась. Но вот моя тетя практически живет в школе, а домой возвращается без сил. Действительно, психологическая помощь была бы очень полезна.
 
AmurskayaДата: Четверг, 28 Октябрь 10, 11:44 | Сообщение # 4
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Награды: 0
Статус: Offline


Quote (nadezhda)
Для того, чтобы предостеречь себя от эмоционального выгорания необходимо знать, к какому психологическому типу себя отнести. Психологи называют два типа людей “А” и “Б”.

К типу “А” относятся педагоги, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к личностному успеху, отличаются большой работоспособностью, систематически пренебрегающие отдыхом, отличаются высокой потребностью в своем признании. Такие педагоги — конфликтны, они обидчивы и порой не удовлетворены своим положением, статусом в коллективе. Они максимально отдают себя работе, нет времени на себя, слаб самоконтроль.

Известный английский биолог М. Медавар утверждает, что человека с таким типом можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему вести урок и молит: “Спросите меня, пожалуйста!”

К типу “В” относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные педагоги, не берущие на себя дополнительных нагрузок, любящие и умеющие хорошо отдыхать. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, не дают открытых уроков, не выступают на собраниях, не переживают за успехи своих учеников. Они больше думают о себе, о своей семье, об отдыхе. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, философски смотрят на требования директора: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.

Приложение данных моделей на себя позволит скорректировать свое поведение и отношение к здоровью.


Классификация, конечно, тонко и грамотно продумана. Но, я считаю ее неполной и не так категорично делила бы педагогов на два эмоциональных типа. По своему опыту и отношению к работе я бы сказала, что существуют и промежуточные типы. Либо актуальные эмоциональные состояния. Например - коллега не уступил кабинет - конфликтность по типу "А", конфликт улажен - переходим в безмятежное "В". Это, конечно, утрированно. И наиболее частый тип, я считаю - "А", но я могу и ошибаться.
Gulnaz, поделитесь секретом, как вы, работая в школе, не очень утомляетесь. Это ценное качество, его нужно вырабатывать.
 
sabinkaДата: Среда, 03 Ноябрь 10, 20:13 | Сообщение # 5
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Статус: Offline


По моим наблюдениям, учителей типа "А" большинство. Сама к таким отношусь. Считаю, что выслуга лет для учителя должна быть не 25, а 20 лет. Потому как учитель, отдающий всего себя школе, к этому рубежу истощен и физически, и морально.

Добавлено (03 Ноябрь 10, 21:13)
---------------------------------------------
По моим наблюдениям, учителей типа "А" большинство. Сама к таким отношусь. Считаю, что выслуга лет для учителя должна быть не 25, а 20 лет. Потому как учитель, отдающий всего себя школе, к этому рубежу истощен и физически, и морально.

 
tantserДата: Вторник, 09 Ноябрь 10, 07:55 | Сообщение # 6
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Статус: Offline


Соглашусь, что можно больше типов выделить (не только А и Б) и разработать способы релаксации, подход в работе для каждого. Но и это не достаточно эффективно, потому что эмоциональное выгорание требует отреагирования! Я вижу его в групповой работе психолога, но не школьного, а привлеченного специалиста. Группы будут направленны именно на отреагирование эмоций (в первую очередь негативных), а не на терапию или консультирование. Это поможет не выплескивать эмоции на близких, семью, а хотя бы раз в неделю освобождаться на таких группах от накипевшего.
 
ГурчаДата: Вторник, 23 Ноябрь 10, 20:11 | Сообщение # 7
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


Я отработала в школе в начальных классах 6 лет, как молодой педагог, и решила для себя, что больше не смогу вернуться в профессию. Основная причина не дети, основная причина-психологическое давление со стороны руководства и массы контролирующих органов!
 
GranulaДата: Среда, 24 Ноябрь 10, 14:03 | Сообщение # 8
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Статус: Offline


Учитель по типу «Б» обучала нас географии. Она всегда была в хорошем настроении (так казалось). Но, обучая детей, учитель, еще и постоянно прессингуется со стороны руководства, родителей, да и самой нашей жизнью. И мне кажется, что проблемой "эмоционального выгорания" заниматься надо очень серьезно и постоянно. Можно организовать группы здоровья (вне стен школы), "поездки выходного дня" на природу, чтобы они могли полностью отвлечься от забот на работе, да и от домашних дел тоже. Учитель, в основном, - это же женщины!
 
Малый педсовет » НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ » Новости, события, мнения » Проблема "эмоционального выгорания" (Фестиваль педагогических идей)
Страница 1 из 11
Поиск:






Педагогический марафон
Педчтения

К школе
Статистика
Орфография

Система Orphus