[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]






Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети










Страница 1 из 11
Модератор форума: Dina 
Малый педсовет » НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ » Новости, события, мнения » Модернизация российского образования (автор: «Парламентская газета»)
Модернизация российского образования
nadezhdaДата: Воскресенье, 21 Ноябрь 10, 13:00 | Сообщение # 1
100
Группа: Администраторы
Сообщений: 779
Награды: 8
Статус: Offline


Григорий Балыхин:
В основе образовательного стандарта – концепция духовного воспитания

беседовала Ия Бурханова
РУБРИКА: АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Григорий Балыхин, председатель Комитета Государственной Думы по образованию

С вопроса о ходе реформы образования началась беседа корреспондента «Парламентской газеты» с председателем Комитета Государственной Думы по образованию Григорием Балыхиным.

– Я бы не стал называть процессы, идущие в образовании, реформой. Это скорее его усовершенствование, которое проходит в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой в 2001 году. Сейчас её действие закончилось, и в настоящее время основным директивным документом является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой значительное место отведено вопросам образования.

Если мы обратимся к нашей законотворческой деятельности за прошедший период, то она была направлена на правовое обеспечение намечаемых преобразований. Это касается введения обязательного среднего (полного) общего образования, новых федеральных государственных образовательных стандартов, Единого государственного экзамена, уровней высшего профессионального образования и других вопросов.

Несколько слов хочу сказать об образовательных стандартах и о Едином государственном экзамене. В 2007 году был принят закон об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Этим правовым актом установлено, что в нём должны быть чётко прописаны требования к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. Стандарты должны быть приняты для всех уровней образования, но я остановлюсь на общем образовании.

В настоящее время разработан и утверждён стандарт начального общего образования. До конца года планируется разработать стандарты основного и среднего общего образования. Но для перехода на них должны быть написаны учебники, программы, учебные планы и модули. Практически переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты должен произойти с 1 сентября 2011 года, но это коснётся только первоклашек. Пятиклассники перейдут на новые стандарты только в 2016 году, а девятиклассники – в 2020 году. То есть предусмотрен временной запас для всесторонней подготовки к переходу. Я назвал сроки, когда все школы должны будут перейти на новые стандарты. Но те, кто будет готов реализовывать их раньше, смогут перейти на обучение по новым программам в более ранние сроки.

– Чем выпускник новой школы будет отличаться от выпускника школы советской?

– Новые стандарты требуют ведения образовательного процесса с использованием всех достижений науки и техники. Сейчас в ходе реализации приоритетного нацпроекта «Образование» уже около 70 процентов школ ведут преподавание на современном уровне. Кроме того, образовательный стандарт повышает роль всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, а также попечительского совета. Большое внимание уделяется внеклассной, воспитательной работе, всему тому, что было упущено в девяностые годы прошлого века. Новый стандарт, что хотелось бы особо подчеркнуть, разрабатывался на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Сейчас в 19 регионах идёт эксперимент по изучению основ религиозных культур и светской этики. Отмечу, что преподают этот предмет не священники, а специально подготовленные учителя-обществоведы. Крайне важно воспитать в детях уважение к нашим традициям, к отечественной истории.

Хочу обратить внимание на то, что закон об образовательном стандарте закрепил положение о федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации. Таким образом дошкольное образование получило своё полноценное законодательное регулирование.

Что касается ЕГЭ, то страсти вокруг него уже немного поутихли, к этому виду аттестации стали привыкать. Сам экзамен совершенствуется, тесты дорабатываются, что даёт положительные результаты. Если в прошлом году ЕГЭ не сдали три процента школьников, то в нынешнем – в два раза меньше. Это соответствует количеству не прошедших итоговую аттестацию в те годы, когда она проводилась привычным способом. Для усиления общественного контроля за процессом итоговой аттестации в школе намечается введение института общественных наблюдателей за проведением ЕГЭ. Соответствующий законопроект в настоящее время готовится нами ко второму чтению.

– По заявлению министра образования и науки Андрея Фурсенко в ближайшее время нас ожидает реформа высшей школы, в ходе которой безработными окажутся около 100 тысяч преподавателей. Им предложат искать работу в профессионально-технических колледжах. Насколько это осуществимо на практике?

– Предполагаемое сокращение преподавателей вузов, а также возможное сокращение числа учителей прежде всего связано с неблагоприятной демографической ситуацией. В 1999 году в школах было 22 миллиона школьников, а сейчас – только 13,2 миллиона, и уменьшение числа учащихся будет наблюдаться до 2013–2014 годов. Мы имеем почти в два раза меньшее количество выпускников и потенциальных абитуриентов. Поэтому идёт оптимизация и в высшей, и в средней школе. Сейчас у нас наблюдается перекос в сторону высшего образования, а рабочих кадров и специалистов среднего звена готовится мало. Подчеркну – цели закрывать вузы нет, но надо сбалансировать подготовку кадров между высшим, средним и начальным профессиональным образованием.

Что касается сокращения преподавателей, то ответственно заявляю – никого выгонять на улицу не собираются. Но если в вузе сокращается число студентов – преподавателям надо идти в науку, участвовать в реализации программ повышения квалификации и других сферах. Должна развиваться сеть учреждений среднего профессионального образования. Приложение сил преподавателям найдётся обязательно. Стоит отметить, что сегодня остро встаёт вопрос о профессиональной переподготовке. С учётом всё новых запросов экономики она у нас в ближайшее время будет только расширяться. Нормой становится получение образования в течение всей жизни.

Не надо забывать и о том, что в последние годы происходит старение профессорско-преподавательского состава, так что в ближайшее время нас может ожидать недостаток, а не переизбыток педагогических кадров.

– А проблемы малокомплектных школ? Оправданна ли их ликвидация?

– Эта проблема также связана с нехваткой учеников. В малокомплектной сельской школе, где зачастую учится 10 ребят, а у нас по стране таких школ 10 тысяч, нет возможности обучать детей на современном уровне. Не хватает учителей-предметников. Какие знания получит ученик в такой школе? Поэтому если есть возможность специальным автобусом возить детей в полнокомплектные школы, то это будет выходом из положения. В то же время, если нет дорог или школа находится слишком далеко от места жительства ребёнка, то закрывать её нельзя, даже если там три ученика. Более того, в соответствии с законом закрыть школу можно только решением сельского схода. Если он против, то школу не закроют.

Словом, в каждом конкретном случае надо разбираться, смотреть, есть ли перспектива увеличения рождаемости детей, другие факторы. Подчеркну, что, в соответствии с законом об образовании для малокомплектных сельских школ, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Перспективу имеет придание сельской школе статуса социально-культурного центра. Это позволит не только сохранить её, но и решить проблему развития села.

– Недавно возник новый вид образовательной организации – федеральный университет. В чём его отличие от существующих университетов?

– Отличие в статусе и в государственной поддержке. Федеральные университеты могут образовываться за счёт присоединения к одному вузу нескольких других, расположенных в одном регионе. Создаются они в форме автономного учреждения. Сейчас такие университеты уже есть в Казани, Екатеринбурге, Архангельске, Магадане, Владивостоке. На должность ректора назначают людей авторитетных и заслуженных. Так, во Владивостоке ректором стал заместитель министра образования Владимир Миклушевский.

Ещё одна особенность – федеральным университетам оказывают серьёзную финансовую поддержку. Так, первые из них, кроме сметного финансирования, получали по три миллиарда рублей ежегодно. Сейчас новые федеральные университеты получают под программу развития до 2020 года по пять миллиардов рублей на два года.

Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. В отношении их приняты специальные федеральные законы.

Особое положение занимают и национальные исследовательские университеты. Эта категория устанавливается Правительством для отдельных университетов на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ их развития. Весной этого года такой статус получили 15 университетов. А двумя первыми ещё в 2008 году стали Московский инженерно-физический институт и Московский институт стали и сплавов.

До введения категории «национальный исследовательский университет» в 2006–2008 годах в рамках нацпроекта «Образование» реализовывалась программа поддержки инновационных вузов, которая также осуществлялась на конкурсной основе. Вузы представляли свои программы, и победители получали до одного миллиарда рублей. На эти цели из федерального бюджета было выделено 30 миллиардов. Эти деньги должны были быть израсходованы на переоснащение, новое оборудование, повышение квалификации кадров, модернизацию учебного процесса и аудиторного фонда. Одним из условий конкурса было наличие софинансирования. Для вузов это 20 процентов от общей суммы, предусмотренной для реализации программы развития, а для среднего профессионального учебного заведения – пятьдесят на пятьдесят. Данные суммы они могли привлечь за счёт регионального финансирования и местного бизнеса. Мы поддержали таким образом 57 инновационных вузов, более 300 учреждений начального и среднего профессионального образования.

– Откуда возникли слухи о платном образовании, ликвидации педагогических вузов?

– Об этом заговорили в связи с принятием федерального закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Хотя ничего принципиально нового по этому вопросу данный закон не внёс. Прочитайте его внимательнее и вы нигде не найдёте даже намёка на то, что общее образование будет платным. В рамках государственного стандарта всё бесплатно. А вот всё то, что вне основной образовательной программы, предусмотренной стандартом, может предоставляться за дополнительные деньги – мы ведь живём в условиях рынка. Напомню, что ещё в 2001 году вышло постановление Правительства, которым регулировалась платная образовательная деятельность за рамками государственного образовательного стандарта.

Теперь о том, что касается разговоров о ликвидации педагогических вузов. В Послании Президента страны Федеральному Собранию чётко сказано: «Систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Таким образом, речь идёт не о сворачивании системы педагогического образования, а о её модернизации, с необходимостью повышения качества подготовки кадров для общеобразовательной школы.

Парламентская газета

 
GranulaДата: Вторник, 23 Ноябрь 10, 11:29 | Сообщение # 2
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Статус: Offline


Я еще раз убеждаюсь в том, что вопросов в образовании больше чем ответов на них. Понятно, что если средняя школа претерпевает изменения, то и кадры должны готовиться в соответствии с новыми требованиями. Вот только не понятно, такая модернизация педвузов во благо будущим учителям или наоборот, мы только потеряем накопленный годами опыт?
 
inga_66Дата: Вторник, 23 Ноябрь 10, 12:38 | Сообщение # 3
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


По моему глубокому убеждению, готовить действительно квалифицированных специалистов – учителей-предметников возможно только при наличии в вузах серьезной материально-технической базы. Особенно это касается подготовки учителей по естественнонаучным дисциплинам. Если продолжать учить студентов и вести исследовательскую работу на давно устаревшем оборудовании, то о какой модернизации образования в высшей школе может идти речь?
 
AmurskayaДата: Воскресенье, 28 Ноябрь 10, 07:21 | Сообщение # 4
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Награды: 0
Статус: Offline


Статья в целом ясно ситуацию обрисовывает.
Я не согласна с тем, что в образовании больше вопросов. Скорее, больше спорных моментов и множество возможных вариантов.
Quote (nadezhda)
Более того, в соответствии с законом закрыть школу можно только решением сельского схода. Если он против, то школу не закроют.

Quote (nadezhda)
Перспективу имеет придание сельской школе статуса социально-культурного центра. Это позволит не только сохранить её, но и решить проблему развития села.

Эти два положения особо актуальны для села. По-моему, это позитивные введения.
Quote (nadezhda)
Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов

А вот это давно пора было сделать. Толку будет больше.
 
-46-Дата: Четверг, 09 Декабрь 10, 14:48 | Сообщение # 5
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


В нынешнее время говорить о качественном образовании и не приходиться. Молодых педагогов страна получает все меньше и меньше. Сами подумайте кто пойдет работать за 7000 тыщ.руб. Это просто смешные деньги, как бы ты не любил свою работу, но жить то тоже надо как то. Поэтому и ухудшается качество образования. Вот наши политики и начали суетиться. Про обучение в вузах вообще говорить нечего, там одна коррупция.
Могу рассказать на собственном примере, при поступлении на первый курс платного отделения, я заплатил 22000 руб. Мне было сказано что оплата обучения в вузе привязана к курсу доллара, и она может меняться в зависимости от курса. Но с каждым годом доллар падал, а плата росла, и к концу 5 курса составила 48000р. На мои попытки возразить в деканате по поводу оплаты, мне так сказали «не хочешь платить, вали, таких как ты много!!!» Вот она демократия и качественное образование!!!
 
AmurskayaДата: Среда, 15 Декабрь 10, 12:12 | Сообщение # 6
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Награды: 0
Статус: Offline


Я как учитель все-таки не понимаю, почему столько разговоров вокруг именно из-за низкой оплаты педагогов? Зарплата растет со временем, тем более, если заниматься любимым делом, а не просто зарабатыванием денег, работа будет приносить удовольствие. Выпускники все в менеджеры метят, у них сильно отличается зарплата? Зато обязанностей и ответственности - во сто крат больше.
 
Малый педсовет » НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ » Новости, события, мнения » Модернизация российского образования (автор: «Парламентская газета»)
Страница 1 из 11
Поиск:






Педагогический марафон
Педчтения

Статистика
Орфография

Система Orphus