[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]






Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети









Страница 1 из 212»
Модератор форума: prohliuda 
Малый педсовет » ПЕДСОВЕТ » Разговор в учительской » Чтение - вот лучшее мучение
Чтение - вот лучшее мучение
nadezhdaДата: Понедельник, 22 Октябрь 12, 12:26 | Сообщение # 1
100
Группа: Администраторы
Сообщений: 768
Награды: 8
Статус: Offline


Это для нас, взрослых, отпуск - время отдыха. Ха-ха-ха! Tри раза, - говорят нам на это наши дети, для которых каникулы - это время подготовки к школе, когда надо прочесть рекомендованную учителями на лето литературу.

Рассказываю подлинную историю. Девочка четырнадцати лет. Отличница. В школе получает список под гордым названием "Литература для домашнего чтения". Родители ей говорят: "Пока не прочтешь "Витязь в тигровой шкуре", - гулять не пойдешь". Девочка начала читать книгу.

Через некоторое время она стала названивать своим знакомым с просьбой пожить у них немножко, пока родители не успокоятся, поскольку прочитать эту книгу она вообще не в силах.

"Витязь в тигровой шкуре" - плохая книга? Идиотский вопрос. Великая, гениальная, философская... Но, как многие великие книги, трудно читается. Особенно в 14 лет...

Я видел список, который рекомендовали этой девочке. Список не обязательный, но желательный. Учителя настоятельно советовали. Помимо великой книги Руставели - там еще, к примеру: "Божественная комедия" Данте, "Повесть временных лет", "Сказание о Вавилонском царстве", "Разговор с Анакреоном" Ломоносова, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, "Последний квартет Бетховена" Одоевского, "Пойман с поличным" Диккенса, " Ярмарка тщеславия" Теккерея, три романа Вальтера Скотта, три романа Гюго, два романа Флобера... И это еще совсем не всё...

Эти книги рекомендуют учителя 13-14-летним детям! Учителя - умные люди: они все понимают. Но им рекомендует начальство, а они, по эстафете - ученикам.

Покажите мне подростка, который, прочитав все эти книги жарким, вольным летом, не возненавидит литературу как таковую? Что мы делаем, а? Сознательно или бессознательно мы воспитываем в детях не просто нелюбовь, а ненависть к великим книгам. К той самой литературе, во многом благодаря которой люди веками оставались людьми, даже когда окружающая жизнь не способствовала.

Конечно, это вовсе даже не сугубо проблема летнего домашнего чтения. Это вообще проблема преподавания литературы в школе. Мой сын учится в хорошей школе, но и там, как и везде, четыре урока физкультуры в неделю и два - литературы. Физкультура, получается, в два раза нужней жителям ХХI века. Нам что, действительно кажется, что для модернизации жизни больше необходимы накаченные, чем те, кто "нужные книги в детстве читал"?

А с другой стороны, думаю: может, оно и хорошо, что уроков литературы в школе мало? Программа ведь так составлена, чтобы не привить, а отбить любовь к книге.

Принцип обучения какой? Надо изучать великое, а не интересное. В результате дети знают, что Жуковский - великий поэт, который писал очень скучные стихи. Пушкин - гений, чьи стихи надо учить едва ли не в каждом классе... А Лев Толстой писал такие огромные романы, что прочитать их нет никакой возможности.

Как радостно представители школы всегда жалуются на то, что современные дети не читают, потому как время такое: Интернет, мобильный телефон с играми и проч. и проч. Но разве школа что-то делает для того, чтобы увлечь ребенка чтением?

Кто и когда придумал, что ребенок должен учить наизусть стихи? Неужели не ясно, что это только отбивает любовь и к конкретным поэтам, и к поэзии вообще? Когда человек с первого по одиннадцатый класс вынужден учить наизусть стихи - ему, боюсь, уже никогда не понять, что поэзия - это летопись души...

Задача уроков литературы в школе не в том, чтобы бегло ознакомить детей со всеми классиками. Это бессмысленно и не нужно. Но в том, чтобы показать ребенку: литература - это дело очень живое, интересное, классное! На уроках литературы надо изучать книги о Гарри Поттере и Остера, Успенского и Крапивина. Если мы приучим ребенка читать, - уверяю, он сам дойдет до Толстого и Достоевского. Главное, воспитать в нем эту привычку - читать.

Знаете ли вы, что Санкт-Петербургский университет по заданию министерства образования разрабатывает нынче список из 100 книг, которые должны быть непременно прочитаны выпускниками школ? Как? Не знаете? Подозреваю, что нет, поскольку на сегодняшний момент на сайте разработчиков лишь около 500 человек откликнулось на предложение составить свой список.

А ведь это должна быть всероссийская акция! Может быть, покруче, чем "Имя России"... Страна должна выбрать 100 книг, которые должны прочесть наши дети. Эта акция могла бы объединить читающих людей - а таких немало, могла бы реально помочь учителям, и, что самое главное, могла бы возбудить интерес к литературе.

Страна не в курсе. Людей из университета торопят сделать список к 1 сентября... Ну, постараются, ну, сделают, ну, разошлют по школам. И чего?

И что же остается нам, родителям? Понять, что сегодня школьные уроки литературы, как и списки внеклассного чтения, отбивают у наших детей любовь к книге.

Если ваше чадо имеет "три" по литературе, - это вовсе не значит, что оно не любит читать. Подсуньте ему какую-нибудь книгу. Пока общество и государство оставляют нас наедине с этой проблемой, - попробуем сами. Иного выхода у нас нет...


А.Максимов
http://rg.ru/2012/08/21/maksimov.html
 
ryna25Дата: Понедельник, 22 Октябрь 12, 20:36 | Сообщение # 2
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Награды: 0
Статус: Offline


Тут помимо учителей важную роль играют родители. Я сама из читающей семьи, т.е. родители каждый день при мне читали, я сама до 14 лет перечитала всё, что было дома читабельного, читала в библиотеках. Была почти отличницей, тоже получала списки на лето. Но мои родители никогда не заставляли меня читать эти книги, они и не вникали в эти списки. А я просто читала выборочно, то, что понравилось. И в институте подобное проходила, училась на ин.язе, на экзамен по литературе Англии и США нужно было прочитать нереальное количество произведений, да ещё и желательно на английском. Этого сделать не мог ни один студент. Мы читали в основном через страницу или по хрестоматиям. Сказать, что это отбило у меня охоту к чтению, не могу. Всё нужно делать с умом. Думающий учитель не убьёт в учениках любовь к настоящей литературе. А классику нужно знать, пусть она и трудночитаема.
 
MedicДата: Понедельник, 22 Октябрь 12, 21:28 | Сообщение # 3
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


Список книг, который дают детям для прочтения, он только рекомендованный. Не обязательно читать все, что детям рекомендовали прочитать, можно выбрать пару книг на свое усмотрение. Есть дети, которые совсем ничего не читают из этого списка, но учатся на отлично.
 
sergiqshДата: Вторник, 23 Октябрь 12, 16:24 | Сообщение # 4
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


У нас на Украине то же самое. Такие тяжелые вещи дают читать детям, не соответствующие возрасту. Я сам все детство провел за книгами, а ребенка - не заставишь. По-моему сложность и последующее непонимание только отталкивает детей от литературы.
 
Nat21Дата: Пятница, 02 Ноябрь 12, 18:28 | Сообщение # 5
эксперт - консультант
Группа: Проверенные
Сообщений: 432
Награды: 0
Статус: Offline


Честно говоря, тот список, о котором пишет автор статьи, у меня как у учителя русского языка и литературы, надолго бы отбил охоту к чтению. Я такие вещи читала только в институте и только потому что было очень надо.
Раньше казалось, что новая программа "Школа 2100" - это вполне неплохой вариант, чтобы показать что литература - это интересно: "Три мушкетера", "Дети капитана Гранта", рассказы про Шерлока Холмса... Это же самое то для 11-12-летних. Но ко мне пришли дети, которые не читают эти вещи вообще. Рассказываю на уроках про Атоса и д`Артаньяна, показываю на карте путь яхты "Дункан" и экспедиции Татаринова и понимаю, что они это все равно не прочитают никогда. Руки опускаются.
 
kseniyakvДата: Суббота, 03 Ноябрь 12, 15:52 | Сообщение # 6
новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Награды: 0
Статус: Offline


Проводила опрос в 9 классе, в котором был один вопрос:"Какую художественную литературу вы сейчас читаете?" Из 18 детей только 6 ответили, что читают сейчас Гарри Поттера, 2 детей ответили, что читают фантастику, авторов не помнят, остальные не читают ничего.
У наших детей большая учебная нагрузка в школе,они ничего не успевают, а так хочется отдохнуть и просто поговорить с друзьями. Летом я тоже даю списки книг, дополнительно даю и те стихотворения, которые нужно выучить наизусть, при этом говорю детям о том, что объемные произведения лучше прочитать летом, чтобы вам было легче в учебное время.Никого не заставляю, не ругаю, пытаюсьь убедить, что чтение летом поможет. Помню, когда училась в школе,нам дали список книг, надо было прочитать М.Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла прочесть только 3 страницы, отложила книгу. На уроках мне было даже не интересно. Осознание того, о чем это произведение, пришло только в университете. Сейчас мне очень нравится М.А.Булгаков и Ф.М.Достоевский, которого в школе я тоже не приняла. Всему свое время. На уроках можно использовать художественные фильмы, помогает!
 
Olga57752Дата: Воскресенье, 11 Ноябрь 12, 06:57 | Сообщение # 7
профессионал
Группа: Специалист
Сообщений: 14
Награды: 1
Статус: Offline


Читать – это хорошо, необходимо. Ведь дети будут грамотнее писать, т. к. зрительно они запоминают написание тех или иных слов; развивают кругозор, словарный запас; речь будет красивая. Согласитесь, что дети, которых приучили дома читать более эрудированы.
 
marinagarchenkoДата: Среда, 21 Ноябрь 12, 20:11 | Сообщение # 8
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Статус: Offline


Что же мешает чтению детей? Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Младшие школьники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребенок начинает не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Необходимо взять под строгий контроль игры, в которые играют дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.
Приведу несколько советов, как привить детям интерес к чтению:
1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
9. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Необходимо подходить к проблеме детского чтения в широком социальном контексте . Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
 
nadezhdaДата: Четверг, 22 Ноябрь 12, 15:10 | Сообщение # 9
100
Группа: Администраторы
Сообщений: 768
Награды: 8
Статус: Offline


marinagarchenko, спасибо за комментарии, однако нам важно ваше личное мнение.
 
chflenkoДата: Понедельник, 03 Декабрь 12, 12:59 | Сообщение # 10
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline


Список не плохой, подобрана интересная литература знаменитыми педагогами,я как начинающий педагог это подтверждаю, но мне кажется что не надо так много заставлять детей читать во время каникул. Я не могу заставить читать своего сына на каникулах, он просто не хочет, я боюсь отбить интерес к школе и образованию.

Сообщение отредактировал chflenko - Вторник, 04 Декабрь 12, 12:43
 
Малый педсовет » ПЕДСОВЕТ » Разговор в учительской » Чтение - вот лучшее мучение
Страница 1 из 212»
Поиск:






Педагогический марафон
Педчтения

Интернет-выставка

Орфография

Система Orphus