Главная » 2008 » Декабрь » 27 » Сохранение и возрождение народных традиций

Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети






09:22

Сохранение и возрождение народных традиций

1. Организационный момент.

После приветствия учитель проверяет организацию рабочих мест, готов­ность учащихся к уроку («Что в порядке лежит, само в руки бежит» — по­словица) и сообщает тему занятия и задачи урока.

2.         Вступительное слово учителя.

Истоки культуры народа зарождаются в традиционных предметах быта, работах народного творчества. Наш край всегда славился мастерством на­родных умельцев в традиционных видах рукоделий. Особое предпочтение отдавалось вышивке. Каждый из нас с детства помнит тепло, исходящее от бабушкиных вышитых рушников — этих древних домашних талисманов; от занавесок на окнах, расшитых полевыми цветами умелой бабушкиной рукой. Известно, что именно сельские жители во все времена были хранителями и вдохновителями народной вышивки. Вот почему работу по сохранению традиций в декоративно-прикладном искусстве в нашей школе мы начали с вышивки, как самого распространенного вида народного искусства.

Развитие народного творчества нашего села неразрывно связано с историческими процессами, происходящими как в селе, так и в крае. Село основали беглые крестьяне из южных губерний Российской империи, ка­заки — беженцы из Запорожской Сечи. Позже жителями села становятся молдаване из северных районов нынешней Молдовы, Буковины. Свой след в культуре села оставили также представители балканских народов: греки, болгары, гагаузы.

Культура различных народов, взаимодействуя между собой, обогащалась, изменяя и сохраняя при этом свою национальную особенность, воплощая лучшие достижения народных мастеров.

Вышивкой украшали предметы быта — полотенца, подзоры, празднич­ную и повседневную одежду, головные уборы. Вышивка отличалась высоким художественным мастерством. Каждая вышивка имела свое назначение. Вы­шивки на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (вороту, подолу, рукавам) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идей, связанные с культом плодородия и культом предков. Из всех предметов быта нашими предками уделялось особое внимание рушникам (расшитым полотенцам). В них вкладывался особый, только им присущий, ма­гический смысл. Их по праву считают древним атрибутом многих народов.

В каждой семье, где подрастала девушка, приданое начинали готовить именно с них. Рушниками повязывали молодых (этот обычай сохранился и поныне). Рушники дарили на счастье и как оберег от злого лиха.

3.         Просмотр изделий вышивки мастеров села Гиска (по ходу про­
смотра учащиеся отвечают на вопросы).

Техникой выполнения, экзотичностью орнаментов отличаются работы греческих мастериц, выполненные в первом десятилетии XX века. На грече­ских образцах показан орнамент необычных для нас растений. Известно, что родиной меандровой линии, перенятой другими народами, является Греция

На многих полотенцах представленной вам выставки вышиты семейные гер­бы. По символичности, возрасту работам греческих мастериц не уступают И болгарские вышитые изделия. Полотенца, изготовленные из нитей шелка-сырна, окрашены в розовый и желтый цвета и имеют культовое значение. На полотенцах отчетливо видны орнаменты в виде восьмилепесткового цветка и стилизованной меандровой линии.

4. Блиц-опрос.

За каждый правильный ответ учащийся ставит себе в карту учета зна­ний и умений «+». Дети со слабой и инертной нервной системой работают самостоятельно по отдельным карточкам (приложение 1).

Вопросы к классу, предполагающие краткие быстрые ответы:

1) Мелкие стежки набора. (Бранки.)

2)  Специальная ткань для вышивания счетными швами. (Канва.)

3)      Назвать счетные швы. (Набор, полукрест или роспись, крест, двойной крест, русская счетная гладь.)

4)  Как называется двустороннее шитье, напоминающее узорное ткаче­ство? (Набор.)

5)      Виды гладьевых швов. (Александровская гладь, прямая гладь, косая, «в раскол», русская гладь, верхошов.)

6)  Узкая строчевая вышивка, нити в которой продернуты лишь в одном направлении. (Мережка.)

7)      Шов, при вышивании которым с лицевой стороны получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру рисунка. (Верхо­шов.)

8)      Экономная техника вышивания толстыми цветными нитками на плот­ных тканях. (Владимирский шов.)

9)      Художественное решение в целом. (Композиция.)

10) Согласованность в сочетании цветов. (Цветовая гармония.)


Приложение1  

 

 

По горизонтали: 1. Декоративная вышивка стежками односторонне!-, глади (верхошов). 4. Шов, представляющий собой ряд петель, выходящИх одна из другой (тамбур). 5. Сложение ниток мулине (пасма). 6. Двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество (бранье).

По вертикали: 2. Ритмическое повторение абсолютно одинаковых эле­ментов или групп элементов (раппорт). 3. Совокупность последовательно повторяющихся отдельных элементов или их групп (орнамент).

5. Изучение нового материала.

Ролевая игра «15 минут в роли учителя»


Выступление учащейся по теме «Цветовая гармония, символика и мотивы в орнаменте народной вышивки села Гиска».

В течение столетий крестьяне бережно хранили секреты и характер­ные особенности вышивки своей местности. По цвету, орнаменту, фактуре вышивки всегда можно было определить, где она была выполнена и когда применялась. Свадебные полотенца, занавески, скатерти большей частью выполнялись различными видами глади. Этому виду вышивки наши масте­рицы отдавали большее предпочтение. Для них характерен растительный орнамент, расположенный вертикально, имеющий форму вазона — так назы­ваемого «древа жизни». Часто под орнаментом располагалась горизонтальная линия — «линия земли». Этот орнамент более характерен для Полтавской. Винницкой, Харьковской областей и некоторых районов Подолья. Умело подобраны различные тона нитей. Разнообразие орнамента достигали со­четанием нескольких видов швов водном узоре. Это — двусторонняя гладь, полтавская и художественная глади, простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов. У мастериц вышивания села Гиска сохранились рисунки вышивки 1940-50-х годов.

Геометрические орнаменты применялись при вышивании постельного белья. Молдавская традиционная вышивка представлена в домотканых льняных полотенцах, украшенных по краям вышивкой. (Показ фотографий, рисунков, материалов печати и др.)

Следует отметить линейный характер молдавской вышивки. Почти везде в орнаменте господствует линия. Она может быть тонкая, штриховая, либо соединенная в плоскости. Наиболее часто встречающийся цвет вышивок — черный, красный, зеленый, коричневый. Реже — желтый. Наибольшее рас­пространение получили приемы вышивки крестом, полукрестом, гладью, зигзагообразным швом, строчкой. Эта техника вышивания характерна для орнаментов Буковины, Северной Молдавии. Вкладывая в орнамент определенный символический смысл, молдавские мастерицы, как и мастера других народностей, украшали ими обрядовые полотенца, одежду. Не случай-дым было и расположение узоров на этих предметах в строго определенном месте.

В орнаментах народного творчества вплоть до второй четверти XX века сохраняются древние символы: ромб рассматривается как символ плодородия, матери-прародительницы; розетка выступает как символ женского начала, пло­дородия; женская фигура олицетворяет Богиню-мать, сыру-землю; птица — символ прихода весны; петух — символ благополучия дома, семьи; голубь — символ мира, любви; крест обозначал огонь; сочетание ромба, круга, квадрата символизировали дом; меандровая линия — символ бесконечности жизни; полевые цветы — символ женщины, ожидающей ребенка; мак — символ женского обаяния.

Воспитательный момент. Трудно ли быть учителем? Какими качествами он должен обладать?

Профессия вышивальщицы Учитель предлагает учащимся назвать те качества, которыми, по их мнению, должна обладать вышивальщица, а именно:

   иметь хорошее зрение;

   хорошо знать законы цветоведения, историю развития вышивания, традиционные формы орнаментов, их значение, уметь составлять различные композиции;

   знать свойства тканей и ниток;

   знать технику выполнения различных швов и уметь красиво сочетать их в вышивке;

   обладать хорошим вкусом и чувством меры;

   строго соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигие­нические требования (предлагается напомнить правила техники безопасности и санитарии перед началом практической работы).

6. Практическая работа «Изучение разновидное гей рушниковых швов».

Название рушниковых швов объясняется тем, что в старину такими швами выполняли растительные орнаменты на рушниках. Они представляют собой несложные двусторонние счетные швы. Вышивку начинают с того, что контур орнамента вышивают стебельчатым швом. Затем все элементы узора заполняют разнообразными рушниковыми швами. Существует около 50 видов рушниковых швов.

Шахматка выполняется гладьевыми квадратиками. Они могут быть разной величины (от 0,3 до 1 см). Вышивают квадратики стежками через одну нить ткани по диагонали элементов орнамента.

Уголки выполняют также стежками через одну нить ткани. Чтобы об­разовать уголки, вначале каждый стежок делают на одну нить ткани больше предыдущего. А затем каждый стежок делают на одну нить ткани короче предыдущего. Уголки можно располагать по-разному.

Просо выполняют стежками на 3-6 нитей ткани. Шов выполняют слева направо. Делают стежок на 3-6 нитей и еще такой же стежок на 3-6 нитей. Выполнив один ряд, ткань поворачивают.

7. Контроль качества.

Для оценивания качества работ, выполненных ученицами, нужно вы­брать контролеров. Контролеры работают, опираясь на эталоны качества выполнения рушниковых швов.

Оговорив с учащимися требования, предъявляемые к качеству готового изделия с вышивкой (рушник), учитель предлагает им самостоятельно, рабо­тая по 2 человека, составить инструкцию по приемке готового изделия. (Не­сколько вариантов зачитываются вслух.) Затем учитель раздает составленные заранее инструкции и предлагает сравнить со своим вариантом и сделать выводы. Инструкция записывается в тетрадь (если уместны дополнения учащихся, то они учитываются тоже).

Инструкция по контролю качества изделии с вышивкой При оценивании качества изделия с вышивкой нужно обращать внимание на следующее:

1)            Художественное решение в целом:

   расположение узора на плоскости, его пропорции:

   согласованность в сочетании цветов;

   подбор швов.

2)           Аккуратность и мастерство выполнения:

   с лицевой стороны стежки должны быть ровными, с одинаковым на­тяжением;

   с изнаночной стороны не должно быть узелков и беспорядочной пу­таницы ниток.

 

3)      Края изделия должня быть аккуратно обработаны.

4)      Готовое изделие должно быть чистым и отутюженным.

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей работы с вы­ставлением отметки в карту учета знаний и умений. Далее оценку и анализ выполненных работ проводят выбранные контролеры, называют типичные ошибки, выбирают лучшие работы.

8. Подведение итогов урока.

После подведения итогов контролерами учитель выставляет свои отметки за практические работы, корректно указывает учащимся на занижение или завышение самооценки, дает советы; выставляет отметки в журнал — за практическую работу и за работу на уроке.

 

                                                                                                          

Т.Л. Яковишина, гл. методист по технологии кафедры

допрофессиоиалыюй подготовки и профобразования ПГИPO:

М.П. Бугаева, учитель обслуживающего труда

МОУ «Бендерская СОШ № 20»

Категория: Бугаёва Мария Петровна | Просмотров: 9356 | Добавил: nadezhda | Теги: вышивка, народные традиции | Рейтинг: 5.0/3|












Всего комментариев: 1
1 AOV   (01 Февраль 09 12:00)
Здравствуйте, коллеги!
Двойная радость:
1. Появились два педагога, "связанные" с технологией, которые "дружат" с Интернетом! smile
2. Представлен очень хороший методический материал, который может быть использован целиком, если педагог работает в данной или близкой этнозоне, либо по аналогии разработать урок с отражением своих региональных особенностей. smile

Ссылку на данный материал дала на своём сайте http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/load/63-1-0-527, а также буду рекомендовать своим слушателям.
Новых Вам разработок!
Всего самого наилучшего!

С уважением, Атаулова Ольга Валентиновна - зав. кафедрой технологического образования Ульяновского ИПКПРО.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагогический марафон
Педчтения

К школе.Скидки
Категории
КНИЖНЫЙ БЛОГ [0]
Воробьёва Надежда Ильинична [24]
Автор сайта.Г.Бендеры. Приднестровская Молдавская республика.
Арабаджи Елена Михайловна [1]
Учитель начальных классов МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа СШ №11. Приднестровская Молдавская республика
Родионова Лиля Федоровна [6]
Преподаватель русского языка и литературы. БПФ ПГУ им. Т.Г.Шевченко.Зав кафедрой ООД. Высшая квалификационная категория. Приднестровье.
Бугаёва Мария Петровна [3]
Учитель технологии, первая квалификационная категория. Учитель истории. МОУ СШ№ 20, г.Бендеры. Приднестровье
Цынцарь Анна Леонидовна [9]
Зам.директора по научной работе БПФ ПГУ им.Т.Г.Шевченко, преподаватель философии и социальной психологии.
Начальная школа [3]
Основная школа [5]
Дошкольное образование [0]
Статистика
Орфография

Система Orphus