Главная » Читальный зал » Персональная страница воспитателя » Деркач Леся Александровна




Образовательная программа Подготовительного отделения ДМШ «Сольфеджио для малышей»




Доступ для скачивания работ возможен только авторизованным пользователям


04 Октябрь 12, 20:11
Деркач Леся Александровна,
преподаватель Дошкольного отделения (сольфеджио),
преподаватель Хорового пения
СПб ГДМШ им. С.С.Ляховицкой



Образовательная программа дошкольного отделения "СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"


Пояснительная записка

Предмет сольфеджио, как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.

К числу специфических задач курса сольфеджио следует отнести следующее:
• целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей ученика (сенсорная база всех видов музыкального творчества).
• воспитание основ музыкального мышления: аналитического восприятия, осознание некоторых закономерностей организации музыкального языка, элементарного понятийного аппарата.
• формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.

На современном этапе реорганизации инновационных тенденций в учебном процессе стало характерным соединение в практике науки и основных дидактических концепций. Это нашло отражение в практической деятельности: отталкиваясь от основных положений типовой программы по сольфеджио 1986г, составитель эффективно внедряет новые методические наработки в области музыкального воспитания и обучения, что позволяет более точно фиксировать учебные задачи и последовательно их реализовывать в процессе обучения. На начальном этапе обучения, бережно сохраняя традиции, сложившиеся в музыкальной педагогике, составитель активно внедряет в практику экспериментальный комплекс, разработанный Н. Дьяченко, Н.А. Котляревским, Ю. Полянским («Теоретические основы обучения и воспитания в музыкальной школе» г. Киев,1989г). Этот метод отличается более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков, фиксацией последовательности их освоения. В результате работы по этому методу каждый этап освоения учебного материала становится основанием для следующего; за счет этого обеспечивается активность восприятия учениками изучаемого материала. Так же активно используются в практике основные принципы методики развития музыкального слуха Г. Шатковского (в частности, формирование ладового слуха).
Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся.

В процессе исследования методов работы в подготовительной группе ДМШ составитель обращался к методическим разработкам: Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г; М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»; Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ». Опираясь на опыт вышеперечисленных педагогов музыкантов, составитель пытается применить его в современных, изменившихся условиях, обобщить лучшее – в чем и заключается целесообразность программы.

Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.

Программа «Сольфеджио для малышей» имеет художественно-эстетическую направленность на:
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотиваций к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- реализацию задач музыкально воспитания и обучения
- развитие художественных интересов и вкусов

Данная программа актуальна и востребована на подготовительном отделении ГДМШ.
Составитель считает целесообразным вести разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка.

Изучение программы направлено на достижение следующих целей:
Обучающих: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков;
Развивающих: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательных: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.

Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений.

Основная часть образовательной программы

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для подготовительного отделения ДМШ рассчитана на 3хлений курс обучения детей, начиная с 4хлетнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу, а уже прошедшие обучение 4х и 5илетки переводятся в группы на «ступень выше». Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал, формы и режим работы. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12 человек. Занятия по предмету «Сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая.

Год обучения Возраст ребенка Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Кол-во детей в группе
1 4-5 лет 1 36 6-8 учащихся
2 5-6 лет 1 36 8-10 учащихся
3 6-7 лет 1 36 10-12 учащихся
Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Как видно по таблице, в группе первого года обучения, где дети делают первые шаги в освоении программы, желательна наполняемость групп от 6 до 8 учащихся; во второй и третьей группах обучающихся - до10-12 человек. Желательная продолжительность урока:
для первого года обучения – 35-45 минут
для второго года обучения – 45-50 минут
для третьего года обучения – 60 минут с пятиминутным перерывом (30 минут – перерыв - 25 минут).

Программа разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье.
Программа «Сольфеджио для малышей» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое, воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к актив¬ной деятельности.

Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, ле¬жащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера ин¬теллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).

С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опере¬жающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкаль¬ной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип — от частного к общему.
Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уров¬не. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо про¬тивоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступа¬тельное движение в развитии музыкальных способностей.

С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».
Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок на подготовительном отделе¬нии должен строиться по плану-сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы за-нятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков-«сцен» между собой.

Структуру учебного процесса на подготовительном отделении опреде¬ляют практические формы, лежащие в основе каждого урока; принцип актив¬ной деятельности дошкольника определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальны.
Структуру программы определяют следующие направления:
• формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;
• воспитание чувства метроритма;
• формирование музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений;
Каждый из трех разделов строится по следующему плану:
• методические рекомендации
• понятийное содержание
• предлагаемые формы работы, в которые включены элементы развития творческих навыков.
Традиционные разделы «Теоретические сведения» и «Развитие творчес¬ких навыков» не выделены отдельно, а включены в содержание основных на¬правлений программы, так как являются неотъемлемой результативной частью работы над формированием вокально-интонационных навыков, воспита¬нием чувства метроритма и т. д.

Такое распределение материала не только ло¬гически связано с основополагающими методическими принципами, но и со¬ответствует современному опыту работы с дошкольниками.
Название раздела «Понятийное содержание», встречающееся в данной программе и заменяющее традиционное «Теоретические сведения», указывает на новый подход в подаче теоретического материала.

Понятие базируется на целой структуре явлений, поэтапное осознание которых и наполняет его (понятие) смыслом. Постепенно происходит накопление поня¬тийного опыта, в результате чего понятие обрастает огромной системой связей и отношений, которые ребенок постепенно осознает и переживает. Концентрический метод обучения базируется на этой системе поня¬тийного развития.
Также, в содержание каждого раздела программы включен материал, на основе изучения которого, учащиеся овладеют: знаниями, способствующими развитию эмоциональной реакции на музыку; умениями рассказать о своих впечатлениях, адекватно выражать их в пластике движения, в рисунках и красках; навыками выразительного исполнения произведений на инструменте, голосом вокальных произведений- песен; саморегуляцией своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений в процессе различных видов музыкальной деятельности; способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ

• Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- Групповой (организация работ в группах)
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

- Традиционный урок
- Комбинированное практическое занятие
- Лекция-беседа
- Игра
- Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор)
- Открытый урок с присутствием родителей
- Урок-викторина (в конце 3го года обучения)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы;
- научатся следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют трудовыми навыками;
- улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.

В результате обучения по программе учащиеся:
• освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный и басовый ключи, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 3/4, затакт, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, ладовые связи степеней (устои и неустои), интервалы, тональность, тоника, субдоминанта, доминанта, аккорд, трезвучие, строение мажорной гаммы, транспонирование и т.д.
• овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.
• разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух интервалов, трезвучий, размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств.
• обогатят свой словарно-понятийный запас.
• разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.
• овладеют видами деятельности:
Учебно-исполнительской
пение песен с гармоническим сопровождением педагога;
исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению;
игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов, трезвучий.
Учебно-теоретической:
знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания;
выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент.
Творческой:
импровизация окончаний фраз;
досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;
импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;
сочинение мелодий.
Культурно-просветительской:
участие в концертах, представлениях;
выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра;
демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Формы контроля включают:
- Фронтальный опрос
- Беглый текущий опрос
- Систематическая проверка домашнего задания
- Контрольные уроки в конце каждой четверти
- Контрольный срез по всем видам работ в конце III года обучения
- устное тестирование на закрепление теоретических знаний
- Зачет по накопленным творческим навыкам
- Итоговый экзамен
Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.
Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

- Наличие учебных групп (не более 12 человек)
- Наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы
- Наличие наборов шумовых инструментов
- Наличие ТСО, фоно - и аудиотеки
- Наличие дидактического раздаточного материала
- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе и родителями учащихся
- Взаимопосещаемость преподавателей теоретических дисциплин
- Соблюдение межпредметных связей
- Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом
- Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагога.

Содержание программы

Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства

Методические рекомендации
Основной формой деятельности в подготовительном классе является пение. Это еще и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.
Педагоги-сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошколь¬ной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Имен¬но в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные ос¬новы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д.
Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию.

На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые упражнения:

1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.
(Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)
2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.
(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)
Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)
Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)
Лиса
СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.
СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.
СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.
СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.
Гора
РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.
РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффек¬тивнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных на¬выков.
Исправление интонации требует индивидуального подхода, занимать¬ся этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.

Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу.

Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слу¬хом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного зву¬ка, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.

Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.
Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.
Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музы¬кального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняе¬мые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстово¬го и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульмина¬ционных точек, распределения динамических оттенков и т. д.

Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему:
• Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;
• Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;
• Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на ко¬ротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мело¬дии, удерживать тональность;
• Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округ¬ленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);
• Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому про¬изнесению согласных.

В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, свя¬зывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии.
I ступень - кулачок смотрит вниз,
II ступень - все пальцы смотрят вверх,
III ступень - ладонь – вниз,
IV ступень - указательный палец – вниз,
V ступень - ладонь – к себе,
VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик,
VII ступень - указательный палец - вверх.
Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время. В группе 1го года обучения изучить обозначение I-III ступени, 2-го года обучения- I-V ступени и на 3-м году обучения I-VII ступени.

Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономер¬ностей, что дает максимальная возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа.

Чтобы ребята быстрее запомнили тяготение неустоев в устои, можно им рассказать небольшую сказочку о дне рождения Мишки:

Сказка: В ЛАДном Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье.

Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становле¬ние сольфеджийных навыков.

Последовательность прохождения материала может быть следующей:
1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса
2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пре¬делах тонической квинты:
3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутриладового содержания:

Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом ос¬воении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладообразования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощу¬щения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.
Знакомство с минором происходит на уровне активного воспри¬ятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухово¬го материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре.

В прохождении тональностей следует придерживаться двух направле¬ний: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знако¬мятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор.

Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощу¬щений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продол¬жение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в со¬ответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма — наи¬более сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.

Понятийное содержание
Звуки высокие, низкие, средние. Регистры
Клавиатура, клавиши. Октавы.
Нотоносец. Ноты.
Ключи: скрипичный, басовый.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Лады: мажор, минор.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.
Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.
Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.
Устойчивые ступени. Опевание.
Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.
Трезвучие мажорное, минорное.
Унисон, интервал, аккорд.
Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Формы работы
1. Пение приветственных песенок-распевок.
2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой педагога педагога.
3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.
4. Пение интонации тон и полутон.
5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.
6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.
7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)
8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодичес¬ких элементов «про себя».
9. Пение песни по фразам «цепочкой».
10. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукива¬нием метрических долей, с дирижированием.
11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.
12. Сольфеджирование песни по нотной записи.
13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.
14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».
15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор.
16. Интонирование следующих ладовых оборо¬тов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тони¬ческой квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз.
17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста — от III и V ст.
18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука.
19. Допевание до тоники:
- пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;
- сочинение ответных построений и пение их со словами.
20. Пение песни со своим аккомпанементом:
- выдержанной тонической квинтой;
- интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада;
- тонико-доминантовыми басами.
21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога.
Воспитание чувства метроритма

Методические рекомендации
Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.
Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внима¬ние, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.
Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объясне¬ний наносит ущерб музыкальному развитию детей.
Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательным процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметичес¬кого расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движе¬нием: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладош-ками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или дви¬жение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тог¬да, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.
При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки со¬ответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.

Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков оп-ределенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

Для развития чувства метра можно использовать равномерное движе¬ние: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо от¬клонений от темпа.

Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.
Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю струк¬туру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

Ритмизуя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:
«Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.
Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):
«Наша Таня громко плачет...»,
« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,
«Гуси, гуси, га-га-га…».
Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:
песня-игра «Гости » К.Орф,
В.Калинников «Тень-тень»,
Украинская народная песня «Весёлые гуси»,
Французская народная песня «Большой олень»,
Т.Потапенко «Грибы»,
А.Филиппенко «Две лягушки»,
А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,
Благ «Танец»,
Котляревский «Весёлый жук».
Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопы¬вать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых пе¬сен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую за¬дачу осознания ритмических закономерностей.
Новая половинная длительность:
«Маляр» Лещинской,
«Уточка» Арцибашевой;
Затакт:
считалка «Серый волк пришел из сказки»,
«Зимняя пляска» Старокадомского;
Шестнадцатые:
«Соловейко» Филиппенко,
«Часы» Метлова,
«Котята» Чичкова;
Пауза:
«Две лошадки» Лешинской,
«На лошадке» Лепина.

При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важ¬но использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схе¬мы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.

Очень важно с первых шагов развивать в детях навык внутренней ритми¬ческой настройки перед исполнением; они должны уметь заранее представить темп и размер произведения, ведь именно темп является тем элементарным выразительным средством, определяющим характер музыкального произведе¬ния, его жанровый признак.

Вначале настройку дает педагог, дирижируя или отхлопывая метричес¬кие доли; впоследствии дети должны суметь самостоятельно настроиться, учи¬тывая характер исполняемого произведения.
Для более и тонкого восприятия музыки необходимо воспитывать в де¬тях умение следить за агогическими оттенками.

Следует избегать простукивания, отхлопывания ритма невыразительно, всегда в одном «ускоренном» темпе. Необходимо также пробуждать в детях творческое начало, давая задания импровизационного характера: ритмический аккомпанемент, импровизация ритмического рисунка на заданный текст.

Понятийное содержание
Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.
Темп, доли, равномерная пульсация, сильная слабая доли, акцент.
Такт, тактовая черта, затакт. Двудольный и трехдольный размеры.
Паузы: четверть и восьмая.
Дирижирование в размере 2/4, 3/4.
Ритмический рисунок, фермата.

Формы работы
1. Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произ¬ведении (размеры 2/4, 3/4):
- всем классом;
- одна группа отхлопывает только сильные доли, другая — все доли;
- одна группа отхлопывает доли, а другая — ритмический рисунок.
В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра.
2. Дирижируя на 2/4 и на 3/4 или отмечая метри¬ческие доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.
3. Одной рукой отстукивать метрические доли, а другой рукой — рит¬мический рисунок.
4. Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам:
- хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность- удар ладошкой по столу, восьмые - хлопки в ладоши, половинная - руки на пояс;
- ритмслогами.
5. Узнать песню по ритмическому рисунку:
- записанному на доске;
- выложенному ритмическими карточками;
- прохлопанному преподавателем или одним из детей.
6. Проанализировать ритмический рисунок песни:
- записать или выложить карточками ритмический рисунок песни;
Первоначально используются карточки одного цвета. На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена дру¬гим цветом.
- исправить «ошибки» в записанном ритмическом рисунке, сделан¬ные преподавателем.
7. Ритмическое «эхо». Повторить по фразам прослушанное музыкаль¬ное произведение «умными» ладошками, проговаривая ритмослоги всей группой или «цепочкой» — группами детей поочередно. Эту форму работы можно превратить в игру; ребенок, неправильно вы-полнивший задание, выбывает из игры — садится на стул («камешек») или встает («столбик»).
8. Игра «Повторяй-ка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2/4), суметь записать его по памяти или выложить ритмическими карточками (устный диктант).
9. Определить размер в прослушанном музыкальном произведении. Игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «капают» указательным пальцем руки.
10. Сопоставление двудольных и трехдольных размеров.
11. Сопоставление длительностей, звучащих одновременно в разных голосах.
- класс разделить на две группы: одна группа исполняет четверти, дру¬гая — восьмые;
- в прослушанном музыкальном произведении обратить внимание де¬тей на 2 голоса: верхний — восьмые, нижний — четверти (например, Гендель «Пассакалия»). Затем дети слушают это произведение и «умными» ладошками отхлопывают: одна группа — четверти, другая — восьмые;
- игра «Охотник и собачка». Охотник «шагает» четвертными, а собачка «бежит» восьмыми.
12. Ритмизация стиха. Импровизация ритмического рисунка на данный текст. Дети предлагают разные ритмические варианты одного стихотворения. Например: «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей».
13. Ритмическая импровизация:
- преподаватель или один из детей отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2/4)» другой ребенок повторяет предложенную ему ритмичес¬кую фразу и отвечает «своей» фразой, следующий ребенок повторяет новый двутакт и сочиняет свою ритмическую фразу и т.д.
- особый вид импровизации - создание аккомпанемента шумовыми инструментами к прослушанным музыкальным произведениям.
14. Ритмическая «разминка».
Дети, глядя на ритмические карточки, которые показывает преподава¬тель, отхлопывают их «умными» ладошками, проговаривая метрические доли: «раз, два».
Позже задание усложняется:
- дирижирование на 2/4, проговаривая ритмослоги;
- отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги;
- отхлопывание умными» ладошками проговаривая метрические доли: «раз, два».

Это упражнение можно превратить в игру: закрыть карточки, перевер¬нув их, попросить детей (четырех человек) вытащить по одной из ритмических карточек. Затем дети, как в лото, складывают эти карточки, «выстраивая» 4 так¬та так, как им нравится. Этот четырехтакт отхлопывают все дети, его можно варьировать, меняя местами карточки.
15. Ритмическое двухголосие:
- прохлопать двухголосно: первая группа — первую строчку, вторая груп¬па — вторую;
- записать по памяти одну из строчек;
- поиграть в «Сони» или «Догонялки», то есть исполнить ритмичес¬кий канон.
16. Пение гаммы в разном ритмическом оформлении, различными дли¬тельностями, дирижируя на 2/4.

Развитие музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений
Методические рекомендации
Данный раздел программы — интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи. Восприятие музыкального языка произведений, испол¬няемых на специальности, хоре, прослушанных в записи на уроке сольфеджио, — вот основа данного раздела, а так как в подготовительной группе обычно учатся дети, занимающиеся на разных инструментах, возника-ет необходимость знакомства с произведениями, разнообразными по испол¬нительскому составу и тембровому содержанию. Эта форма работы, связанная с восприятием, важна в подготовительном классе еще и потому, что расширяет эмоциональную палитру дошкольника. Радость, удивление, волнение, восхищение, интерес, грусть и т. д. — вот та эмоциональная гамма, которая начинает «звучать» на уроках сольфеджио.

Ребенок должен научиться не только непосредственно реагировать на прослушанное произведение, но и овладеть навыком словесного определения характера музыкального произведения и его выразительных средств. Воспри¬нятое явление только тогда поднимается до уровня осознания, когда оно обо¬значается дошкольником словесно. Следовательно, одним из необходимых навыков становится навык владения понятийным словарем, который в тече¬ние года расширяется и обогащается: от обозначения своего эмоционального состояния при прослушивании до словесного анализа элементов музыкально¬го языка.
Особую роль в развитии музыкально-слуховых представлений играет восприятие общего музыкального пространства, работа над умением диффе¬ренцировать музыкальную ткань по вертикали, анализ красочной стороны созвучий. Все это является начальным этапом в развитии гармонического слуха.
В работе с дошкольниками большое значение имеет образно-эмоциональное и ассоциативное восприятие музыкальных явлений. Поэтому знакомство с элементами музыкальной речи – созвучие, интервал, аккорд, лад, метр, размер, регистры, темп, динамика - происходит в опоре на образные ассоциации учащихся.
При слуховом восприятии интервалов и аккордов (трезвучий) на начальном этапе рекомендуется воспользоваться образно-ассоциативным методом и в этой связи мелодическое исполнение интервалов и аккордов будет преобладающим. Позднее, на 2ом-3ем году обучения следует ориентироваться на акустические свойства интервалов и аккордов. С этой целью во время слухового анализа желательно уделять большее внимание их гармоническому исполнению педагогом.

Процесс восприятия звуков интервала или аккорда проходит следующий путь:
- фоническое восприятие (слышат аккорд в гармоническом звучании);
- эмоциональное восприятие (реагируют на окраску);
- осмысление (интонационное, ладовое);
- интонационное воспроизведение (осознанно пропевают звуки, ассоциативную попевку).
Возможно использование различных форм ассоциативных попевок, для изучения интервалов, но, главным образом, они должны быть эмоционально выразительно окрашены:
«Музыкальный зоопарк»
Прима (ч1) - КОМАРИК (показываем указательным пальцем, направление вверх, будто «следим за полётом комара»):

Обязательно заостряем внимание детей на унисонном звучании данного интервала.
При написании мы видим два звука, а при звучании его слышим единично. следует объяснить ребятам, что данный интервал из всех последующих самый маленький – это расстояние, образующееся при повторе одного и того же звука.
Секунды (б2 и м2) – ЛЯГУШКИ, мама - б2, лягушонок - м2.
м2 – лягушонок (показываем двумя пальцами одной руки, которые стучат по ладони другой руки, будто «лягушонок прыгает»):
Интервал звучит резко, чуть с грустинкой, т.к. лягушонку совсем не хочется домой.
б2 - мама-лягушка (показываем двумя руками, чуть подняв их вверх и растопырив пальцы, голову поворачиваем то в одну, то в другую сторону, будто «мама ищет своего малыша и зовёт его»):
(Интервал звучит вопросительно, с тревогой).
Терции (м3 и б3) - КУКУШКИ, кукушка – б3, кукушонок – м3.
м3 - кукушонок (показываем указательным пальцем руки, направляя его то вперёд, то назад, будто «кукушонок выглядывает из гнезда, ища маму и поёт»):
Интервал звучит с грустинкой.
б3 - большая кукушка (машет руками, будто птица крыльями):
Интервал звучит радостно.
Кварта (ч4) - ПЕТУШОК (поднимаем руки ладошками вверх, будто поднимаем кого-то):
Интервал звучит бодро, призывно.
Квинта (ч5) - ОСЛИК (опускаем руки ладошками вниз, будто «ослик остановился»):
Можно добавить: «ИА устал, свой хвост искал», вспомнив ослика ИА из мультфильма про Вини - Пуха.
Интервал звучит пусто и устало.
Сексты - (м6 и б6) - МИШКИ:
м6 - медвежонок (покачиваем головой в стороны и при этом грозим пальцем, будто «мишка ругает своих друзей за то, что они попали ему шишкой в лоб»):
б6 - большой медведь (руки вытягиваем ухватом вперёд, будто «несём бочонок мёда», при этом чуть раскачиваем корпус в стороны, будто медведь идёт, переваливаясь с ноги на ногу»):
м6 звучит с печалинкой, а б6 - мажорно.
Септимы - (м7 и б7) - СЛОНЫ:
м7 - маленький слоник (руки подставляем к ушам и размахиваем пальчиками, будто «слонёнок машет ушами, приветствуя маму»):

Интервал звучит неустойчиво, стремясь внутрь, словно «слонёнок стремится в объятия мамы».
б7 - большой слон (поднимаем одну руку ладонью вверх, имитируя хобот слона, при этом выполняем поклоны головой):

Интервал звучит неустойчиво, стремясь дотянуться вверх, словно «слон высоко поднимает хоботом тяжести».
Октава - (ч8) - ЖИРАФ (поднимаем одну руку вверх ладонью вниз, показывая длинную шею жирафа):
Интервал звучит устойчиво, плотно и утвердительно, как «возврат домой».
Слуховое восприятие четырех видов трезвучий должно быть подготовленным предшествующей теоретической и интонационной проработкой данного материала и может быть дополнено необходимыми для их узнавания образно-эмоциональными характеристиками:
- мажорное трезвучие - звучит компактно, дружно, благодушно, светло;
- минорное трезвучие - звучит собранно, печально, мрачно;
- уменьшенное трезвучие - звучит как бы «съежившись», напряженно, «пугливо», «скрюченная Бабка Ежка»;
- увеличенное трезвучие - звучит таинственно, сказочно, причудливо, напоминает «ледяное царство коварного Кощея».

Следует помнить, однако, что на занятиях в подготовительной группе, в силу особенностей восприятия дошкольника, не следует перегружать зада¬ние несколькими поставленными задачами. Одновременный анализ элемен¬тов музыкального языка, связанных с вертикалью и горизонталью, сложен для психики ребенка, поэтому при каждом проигрывании музыкального произве¬дения или его отрывка следует направлять внимание ученика на решение кон¬кретно поставленной задачи (или нескольких однотипных).

В зависимости от практической формы и поставленной цели работа над одним произведением может занимать часть одного урока, а может быть рас¬средоточена в нескольких занятиях, если есть необходимость изучения произведения с разных ракурсов. Одно произведение может анализироваться с раз¬ной степенью подробности, например, в начале и в конце года. Время, отводи¬мое на прослушивание, не должно превышать шести минут (от одной минуты в начале года), так как ребенку дошкольного возраста трудно сосредоточить внимание на более продолжительное время.
Необходимым условием слухового воспитания становится проблема формирования репертуара прослушиваемых произведений. В классе должны звучать лучшие образцы музыкального искусства, восприятие которых воспи¬тывает у детей хороший вкус.
Анализируя музыкальное произведение, ребенок учится внимательно вслу¬шиваться в детали или охватывать произведение в целом - в зависимости от задачи, поставленной педагогом. Этот навык, формируемый на уроке сольфед¬жио, становится ему необходим и на занятиях инструментом, в результате этой работы дошкольник учится контролировать и оценивать свое исполнение.

И, наконец, постоянное обращение к «живой» музыке на уроке сольфед¬жио превращает трудный процесс усвоения теоретических дисциплин в непосредственное общение с искусством.
К концу учебного курса учащийся подготовительного класса должен уметь определять характер музыкального произведения, жанр, исполнительский со¬став. Анализ элементов музыкального языка и формы должен проводиться с по¬мощью педагога.

Следует также развивать у детей творческое начало, которое может про¬являться в создании ярких словесных образов, фантазий, рожденных музыкой. Педагогу необходимо лишь следить за тем, чтобы образное «домысливание» опиралось на конкретные «музыкальные факты».

Понятийное, содержание
Характер музыкального произведения. Использование слов эмоционально-эстетического значения (весело, бодро, бойко, живо, задорно, игриво, праз¬днично, радостно, ярко и т. д.; грустно, безутешно, жалобно, тоскливо, уныло, задумчиво и т. д.).
Понятия повторности и контраста музыкального материала.
Вступление и заключение. Двухчастные и трехчастные формы. Куплет¬ная форма.
Музыкальный синтаксис: фраза, предложение, цезура. Повторность фраз, вопросно-ответные построения.
Образно-ассоциативное восприятие элементов музыкального языка: ладовая окраска (мажор, минор, пентатоника), трезвучия (маж., мин., ув., ум.), простые интервалы с качеством в мелодическом и гармоническом виде.
Регистры: высокий, средний, низкий.
Общее понятие о фактуре. Типы фактуры: мелодия и аккомпанемент, аккордовая фактура, подголосочная фактура, полифоническая фактура.
Агогические оттенки.
Динамические оттенки. Музыкальные штрихи.
Размер: двудольный, трехдольный. Основные музыкальные жанры: пес¬ня, танец, марш. Разновидности песен и маршей. Танцы: менуэт, гавот, поло¬нез, полька, вальс и др.
Понятие о различных музыкальных тембрах. Общее понятие о консонирующих и диссонирующих созвучиях.

Формы работы
1. Определение в пройденных песнях: характера, лада, формы. Умение проанализировать мелодию. Степень подробности анализа зависит от объема знаний, усвоенных к этому времени.
2. Прослушивание программной фортепианной миниатюры (например, пьес из «Детского альбома» Чайковского, из цикла «Детская музыка» Проко¬фьева, пьес из фортепианных сборников Артоболевской, Ляховицкой и др.)
3. Определение темпа, характера, формы, используемых регистров. Нахож¬дение связи между характером произведения и ладом. Определение контраст¬ности и повторности частей.
4. Определение жанра прослушанных инструментальных пьес. Указание признаков жанров: темп, размер, характер, особенности фактуры, метроритми¬ческие особенности. Умение различать на слух танцевальный жанры: менуэт, гавот, польку, вальс и другие.
5. Узнавание знакомых тембров в прослушанных ансамблевых и оркес¬тровых произведениях с яркими сольными партиями, например: «Шутка» Баха, «Карнавал животных» Сен-Санса («Слон», «Лебедь»), «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Неаполитанский танец» из балета «Лебе¬диное озеро» и другие.
6. Предварительно познакомившись с названиями нескольких пьес, прослушивание их в произвольном порядке и умение определить, что исполнено и в какой последовательности.
7. Узнавание пройденных произведений при повторном прослушива¬нии («музыкальная викторина»).
8. Умение дифференцировать одноголосие и двухголосие на слух. Пример игры: педагог играет музыкальный отрывок, в котором чередуются одно- и двухголосные фрагменты. Дети поднимают карточку с цифрой «1» при звуча¬нии одноголосия, карточку с цифрой «2» при звучании двухголосия.
9. Умение выделить отдельные элементы гармонического языка в музы¬кальной ткани и определить красочную и выразительную роль некоторых ин¬тервалов и аккордов или их сочетания. Например, выразительная роль квартового затакта в мелодии, квинто¬вого бурдона в аккомпанементе, октавных скачков и т. д.
10. Умение дифференцировать консонансы и диссонансы.
11. Определение выразительной роли аккомпанемента.

Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети

Категория: Деркач Леся Александровна | Добавил: Lesenok81 | Теги: подготовительная группа, ДМШ и ДШИ, дошкольное образование, дошкольное воспитание, Сольфеджио
Просмотров: 26101 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 1.0/1

Похожие материалы:




Как подготовиться и успешно пройти процедуру аттестации педагогу? Как подготовить выпускников к Государственной итоговой аттестации? Ответы на эти вопросы Вам помогут найти педагоги-практики, работающие в этом направлении.




Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагогический марафон
Педчтения

Обучение и развитие (Акция)
Категории
Кириллова Марина Никториевна [4]
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 61 общеразвивающего вида", воспитатель
Николаева Татьяна Николаевна [1]
МАДОУ № 61, воспитатель Великий Новгород
Деркач Леся Александровна [1]
Городская Детская Музыкальная школа им. Ляховицкой г. Санкт-Петербург Преподаватель Дошкольного отделения, руководитель младшего хора
Статистика
Орфография

Система Orphus